Главная > «Мы все в одной лодке»

«Мы все в одной лодке»

9 Август, 2010

Константин БЕЛОУС, «Р»

http://www.respublika.info/5060/sport/article41406/

Ветер перемен обрел парусный спорт Беларуси

Парусный спорт элитен, многогранен и одновременно демократичен и подвластен людям многих возрастов и разного достатка. Но далеко не каждому из них доступна эта сложнейшая спортивная дисциплина, недаром ее еще называют «водными шахматами». В Беларуси она имеет свои корни и традиции, однако только в последнее время ей стало уделяться должное внимание после многих лет забвения и деградации. Наконец-то у парусного спорта появился свет в конце тоннеля, считает известный отечественный специалист Геннадий Запольский-Довнар (на снимке). В свое время он сам увлекался им, десять лет входил в экспериментальную сборную СССР, был неоднократным победителем и призером всесоюзных, республиканских и международных стартов. Так, к примеру, в 1991 году Геннадий Вацлавович в составе экипажа стал чемпионом престижной профессиональной регаты «Джиро де Италия». После учебы в БГУФК и завершения спортивной карьеры Довнар-Запольский десять лет работал тренером-преподавателем в СДЮШОР Мингорисполкома, затем пять лет — гостренером. А в последние годы исполняет его обязанности, являясь одновременно старшим наставником национальной сборной.

— Геннадий Вацлавович, можно провести краткий ликбез для читателей «Р» по парусному спорту. Какая у него родословная и современная классификация, сколько олимпийских видов, кто законодатель и какое место занимает наша страна в мировой системе его координат?

— Свое летоисчисление парусный спорт ведет со второй половины XVII столетия. С европейского континента, а точнее, из Англии и Голландии. С 1900 года он вошел в программу Олимпийских игр. Через 32 года начали проводиться чемпионаты мира и Европы. В 1907 году была образована Международная федерация парусного спорта, которая в конце минувшего века была переименована в Международный союз парусного спорта (ИСАФ). Штаб-квартира его находится в английском Саутгемптоне. Сейчас членами этой организации являются более 130 стран, в том числе и Беларусь, которая в мировом рейтинге, увы, пока находится на аутсайдерских позициях. Классифицируется данный вид спорта по многим признакам: району плавания, типам и классам лодок или яхт, профессиональному цензу, составу экипажа, виду и длине дистанции и т.д. Возможно, поэтому его олимпийская программа постоянно претерпевает изменения в угоду зрелищности и большей географии развития. Так, на последнем летнем форуме в Пекине-2008 разыгрывалось 11 комплектов наград, по 4 среди женщин и мужчин, и 3 — в смешанных типах лодок. Там выступили представители 53 стран. В общем зачете лучшей стала команда Велико­британии, завоевавшая четыре золотые медали. Вместе с ней еще пять стран имели лицензии во всех классах лодок: Австралия, Франция, США, Италия и Китай. Они по праву считаются сегодня парусными державами.

            — Когда парусный спорт зародился в Беларуси и сколь значимы достижения его представителей до и после, в союзные и постсоветские годы?

— Первые любители яхтинга в Беларуси появились еще в конце ХIХ столетия. А современное его развитие началось в середине 60-х годов ХХ века, когда группа энтузиастов-любителей обосновалась на берегу Заславского водохранилища как общественная секция парусного спорта. В 1969 году вышло постановление Республиканского комитета по физической культуре и спорту о создании яхт-клуба ДСО «Урожай». И первым его директором стал Михаил Кирик — заслуженный тренер БССР, в память о котором ежегодно проводится турнир-мемориал. Много воды утекло с тех пор. Наивысшим достижением в те десятилетия для отечественных яхтсменов стала золотая награда на чемпионате мира-1988 в классе «Торнадо» Сергея Кравцова, а четырьмя годами ранее на аналогичном форуме «серебра» удостоились Олег Мирон и Геннадий Страх в «Солинге». Олимпийские успехи были скромнее, несмотря на то, что начиная с конца 70-х годов и до 1991 года в сборную СССР постоянно входили 10—12 белорусов. Лучший результат показала Елена Пахольчик, выступившая в составе сборной СНГ на Играх в Барселоне-1992 и занявшая 4-е место в классе «470». Всего за советский период земляками завоеваны в разных возрастах и классах на первенствах планеты 1 золотая, 3 серебряные и 1 бронзовая награды, Европы — 2—4—2. Наивысшим достижением суверенных лет стал титул чемпионки мира в классе «Лазер Радиал» в 2007 году Татьяны Дроздовской. В этот период наши спортсмены принимали участие в четырех летних Играх, но неудачно.

— Каким конкретно потенциалом сегодня обладает парусный спорт Беларуси?

— В минской СДЮШОР и двух отделениях, в Гродно и Гомеле, этим видом спорта занимаются более 450 человек, причем все — на бесплатной основе. А в целом по стране вместе с энтузиастами-любителями им увлекаются около 600 человек, с которыми работают 28 тренеров. Конечно, хотелось бы большего количества как учеников, так и их наставников. БГУФК, правда, каждый год выпускает по 5 молодых специалистов данной профессии, однако, к сожалению, задерживаются в ней не многие. Главная причина, как и в других видах спорта, — низкая мотивация, а проще говоря, невысокая зарплата. С кадрами ситуация у нас была неоднозначная, но просто аховой она оказалась с материально-технической базой. Молодежь осваивала азы этой спортивной науки на стареньких суденышках, большую часть которых уже давно пора было отправить в утиль…

— С приходом нового руководителя Белорусской федерации парусного спорта (БФПС), председателя Государственного пограничного комитета Игоря Рачковского, осенью 2008 года все постепенно и чудесным образом стало меняться в лучшую сторону?

— Да, тогда фактически началась реанимация этого вида спорта. Специалисты, которые уже расстались с ним по разным причинам, не могут поверить, что за столь короткое время произошли такие радикальные изменения. И во многом способствовал этому Указ № 218 Президента «О дополнительных мерах государственной поддержки парусного спорта в Республике Беларусь». В первую очередь он поддерживал развитие детских классов. В них сложилось наиболее плачевное положение дел, чреватое тем, что национальная сборная могла остаться без резерва. И вообще, за суверенные годы у нас практически была разрушена основа пирамиды, на которой и держится спорт высших достижений. Провалы и разрывы в годах в подготовке смены и слабая материальная база ставили вопрос о дальнейшей целесообразности культивирования парусного спорта. Поэтому главные усилия и средства прежде всего были сосредоточены на этих направлениях. Благодаря указу главы государства нас освободили от таможенных пошлин на ввозимые в Беларусь лодки и их части, была определена организация (компания «Дионис»), оказывающая нам содействие в их приобретении и в разрешении иных финансовых вопросов. При федерации был образован отдел, который занимается хозяйственной деятельностью. И все, заработанное им, идет на спортивные нужды. А позже при БФПС будет создан и попечительский совет, который займется привлечением спонсорских средств.

Как известно, в начале мая в Республиканском центре олимпийской подготовки по парусному спорту состоялась торжественная церемония передачи начинающим яхтсменам 58 новых лодок класса «Оптимист», 5 шверт­ботов «Кадет» и 2 парусных досок. К слову, стоимость каждого «Оптимиста» с полной оснасткой — около 2,5 тысячи евро. Меньшие подвижки, но тоже происходят в иных возрастных классах, ведь преемственность в них — это непреложное условие роста мастерства молодежи. Было приобретено и 100 комплектов специальной экипировки. В кои-то веки лучшие молодые яхтсмены получили возможность участвовать в международных регатах, то есть у них появился конкретный, а не бумажный, как было ранее, соревновательный календарь, а также план проведения учебно-тренировочных сборов. Лучшим молодым специалистам были выделены стипендии. Нельзя не отметить и то, что за минувшее время заметно возросло и число участников республиканских стартов. По сути, парусный спорт — это образ жизни. И чтобы он прижился у нас, нужны всемерная популяризация его, дальнейшие усилия по развитию. Чем больше привлечем детей к спортивным занятиям, тем меньше будет негатива в нашей жизни. Это аксиома, ведь все мы плывем в одной лодке.

— И, без сомнения, этому будет способствовать создание на базе ДЮСШ олимпийского резерва Центра парусного спорта в Беларуси!

— Да, осуществление этого амбициозного инвестиционного проекта уже началось. Сейчас разрабатывается проектно-сметная документация на строительство на Минском море инфраструктуры современного центра, за основу которого взят московский яхт-клуб «Пирогово». На реализацию этого проекта планируется потратить от 3 до 5 миллионов евро. В центре разместится штаб-квартира БФПС, спортивная школа, эллинги для хранения лодок, небольшая гостиница для атлетов и тренеров. Следующим этапом станет реконструкция Республиканского центра олимпийской подготовки, которая также будет осуществляться за спонсорские и собственные средства. В перспективе школа парусного спорта появится и в Гродно, а затем и в Гомеле.

— Будем надеяться, что эти меры со временем все же материализуются и в олимпийскую медаль. Почему, кстати, не сумела раскрыть свой несомненный потенциал на трех минувших форумах лидер белорусов Татьяна Дроздовская, к воспитанию которой и вы приложили усилия?

— Тане просто не хватило соревновательного опыта в условиях слабых ветров, в которых и проходили олимпийские баталии. Хотя ее наставник Сергей Морозов весьма искушенный специалист, побывавший на многих регатах. Возможно, сказалась и недостаточная подготовка к Играм Дроздовской, меньшее количество стартов, чем необходимо. Но в этом сезоне стараемся заявить ее на все этапы Кубка мира и Европы. Причем в восьми прошедших она шесть раз была в десятке сильнейших, а в двух — занимала первое место. В отборе на форум в Лондон-2012 этой спортсменке также будет уделено особое внимание, ее подготовка пройдет по индивидуальному плану. И хочется верить, что четвертая олимпийская попытка Дроздовской окажется удачной.